Благодаря нацпроекту с начала года в российские регионы поступило более 1,8 тыс. единиц нового общественного транспорта
В текущем году благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в 64 российских региона поставят 4 912 автобусов, электробусов, троллейбусов и трамваев. Ежегодное ритмичное обновление техники, а значит, снижение среднего возраста парка общественного транспорта по всей стране — один из ключевых приоритетов в развитии транспортной инфраструктуры.
На сегодняшний день в субъекты Российской Федерации уже поступила 1 801 единица подвижного состава общественного транспорта (1 619 автобусов, 82 электробуса, 68 трамваев, 32 троллейбуса).
В 2022 году была обеспечена поставка 398 транспортных средств в рамках льготного лизинга АО «ГТЛК» и прямой помощи регионам, а в 2023 году план поставки вырос практически в 12 раз. Количество транспортных средств удалось увеличить в рамках следующих программ поддержки: субсидирование льготного лизинга АО «ГТЛК» за счет средств Фонда национального благосостояния, проектов комплексного развития городского электрического транспорта по концессионной модели, а также предоставления специальных казначейских кредитов. Так, до конца года по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в регионы поступит 4 479 автобусов, 286 электробусов, 115 трамваев и 32 троллейбуса. На эти цели из федерального бюджета выделено 99,1 млрд рублей.
В частности, новые автобусы марки «ЛиАЗ» вышли на линию
в Великом Новгороде на прошлой неделе. В начале ноября подвижной состав новгородского перевозчика пополнился 15 автобусами большого класса.
Автобусы курсируют по основным городским маршрутам, связывающим отдаленные части города. Среди них – № 35, который соединяет густонаселенный поселок Панковку и центр Великого Новгорода. Ежедневно тысячи жителей добираются до мест учебы и работы именно по этому маршруту.
«Это наше второе успешное участие в программе обновления подвижного состава в рамках национального проекта. В 2021 году также для обслуживания городских маршрутов приобрели 19 новых «ЛиАЗов». Эта техника уже хорошо знакома и пассажирам, и нашим водителям. Так, наш парк почти полностью обновлен за последние несколько лет», – сообщил директор ООО «Городское ПАТП» Евгений Карпов.
Каждая единица нового подвижного состава оснащена электронными рейсоуказателями, информационными табло в салоне, цифровым тахографом, который позволяет следить за режимом работы и отдыха водителя. Автобусы также оборудованы системой видеонаблюдения и спутниковой навигацией ГЛОНАСС, благодаря которой жители могут отслеживать местоположение транспорта онлайн.
В регионах страны увеличивается доля экологичного транспорта – в текущем году субъекты РФ впервые начали закупать городской наземный электрический транспорт в рамках нацпроекта. Его приобретают 10 регионов: Краснодарский, Красноярский и Пермский края, а также Волгоградская, Курская, Липецкая, Нижегородская, Ростовская, Саратовская и Ярославская области.
На прошлой неделе в Перми начал курсировать первый автобусный маршрут №81 «улица Сапфирная – станция «Пермь-2», который полностью обслуживается электробусами. Менее чем за неделю 16 машин, закупленных в рамках нацпроекта, перевезли более 23 тыс. пассажиров. Новый маршрут соединил крупный жилой комплекс «Погода» с центром города и железнодорожным вокзалом.
Перед выходом на линию новые электробусы прошли приемку и обкатку. Они полностью низкопольные и оснащены всем необходимым оборудованием: это климат-контроль, медиа-панели, стационарные валидаторы для самостоятельной оплаты, видеонаблюдение и т.д. Кроме того, это первые транспортные средства в Перми, которые оборудованы системой адресного открытия дверей, которая позволяет сохранять микроклимат в салоне. Для зарядки электробусов на остановке «улица Сапфирная» оборудованы зарядные станции ультрабыстрого цикла, которые также приобретены в рамках нацпроекта.
До конца года в Пермь поступят 30 современных низкопольных трамваев, из них 13 уже находятся в городе и постепенно начинают выходить на маршрутные линии.
С 2020 по 2022 годы благодаря нацпроекту в Перми обновлено 132 автобуса, в текущем году будет поставлено еще 87.
Липецкая область также продолжает обновление подвижного пассажирского состава, на днях в столицу региона прибыли 10 электробусов марки «Камаз». Каждый электробус вмещает не менее 85 пассажиров и развивает скорость до 70 км/ч. Машины оборудованы пандусами, USB-разъемами для зарядки мобильных гаджетов, терминалами для бескондукторной оплаты проезда.
Запас хода новых транспортных средств — 70 км, это немного больше протяженности самого длинного городского маршрута Липецка №343 «м-н Елецкий – пос. Дачный». Электробусы будут работать на новых маршрутах. Один из них свяжет Опытную Станцию, Кольцо трубного завода, ул. Космонавтов и ул. Вермишева, второй — микрорайон Елецкий, проспект 60-летия СССР, улицу Катукова и новые микрорайоны в юго-западной части города. Электробусы пройдут обязательные технические процедуры и выйдут на маршрут.
Справочно:
Вопрос обновления общественного транспорта в российских регионах до последнего времени стоял достаточно остро – подвижной состав и инфраструктура нуждались в модернизации, что требовало значительных средств. Решение изменить ситуацию было принято на государственном уровне.
С 2020 года Минтранс России при поддержке Президента Российской Федерации и Правительства впервые запустил механизм систематической федеральной поддержки регионов. За два года на обновление пассажирского транспорта было направлено 10 млрд рублей. Благодаря этим средствам в 18 субъектов страны поставлено 1131 транспортное средство, в том числе 871 автобус, 217 троллейбусов и 43 трамвая.
В 2022 году по поручению Президента Российской Федерации сформирована «Комплексная программа по модернизации общественного транспорта общего пользования». В прошлом году в ходе реализации мероприятий Комплексной программы в 42 региона страны поступили 1167 единиц транспортных средств, в том числе по нацпроекту 365 автобусов и 33 троллейбуса.